Очередь за наследством – по порядку р–р–рассчитайсь!!! Часть 3

 

Продолжение. Первая часть, вторая часть статьи


Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года закрепили основные принципиальные нормы наследственного права. В 1963–1964 годах принятые в развитие Основ гражданские кодексы союзных республик продолжили дальнейшее развитие наследственного права и конкретизировали его. 11 июня 1964 года третья сессия Верховного Совета РСФСР шестого созыва также приняла новый Гражданский кодекс РСФСР и постановила ввести его в действие с 01 октября 1964 года.

 

Новый Гражданский кодекс РСФСР расширил круг наследников по закону и «обозначил» вторую очередь наследников. В соответствии со статьёй 532 Кодекса ко второй очереди наследников по закону были отнесены братья и сёстры наследодателя, а также его «дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери». К слову сказать, в большинстве других союзных республик была установлена такая же вторая очередь наследников по закону.

 

По Гражданскому кодексу РСФСР 1922 года предметы домашней обстановки и обихода переходили только к тем наследникам, которые призывались к наследованию и проживали совместно с наследодателем (ст. 421 ГК РСФСР 1922 года). В соответствии со статьёй 118 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года эти предметы переходили к наследникам, проживавшим совместно с наследодателем, независимо от их очереди и наследственной доли. Другие условия наследования предметов домашней обстановки и обихода Основы «отдавали на откуп» законодательствам союзных республик. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года установил таким условием проживание наследниками, претендующими на эти предметы, не менее одного года совместно с наследодателем.

 

Наконец–то гражданину было дано право завещать всё своё имущество или какую–либо его часть по своему усмотрению. Причём абсолютно не важно, есть у завещателя наследники по закону или нет, и входит ли будущий наследник по завещанию в круг наследников по закону или не входит, а является юридически просто посторонним человеком. Также разрешалось завещать имущество «государству или отдельным государственным, кооперативным и другим общественным организациям» (ст. 119 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и ст. 534 ГК РСФСР 1964 года).

 

У наследников и по закону и по завещанию появилась возможность не просто отказаться от наследства, но и отказаться в пользу других наследников по закону или по завещанию, а также в пользу государства или отдельной государственной, кооперативной или другой общественной организации (ст. 550 ГК РСФСР 1964 года). По Гражданскому кодексу РСФСР 1922 года (ст. 433) в случае отказа наследников от наследства имущество признавалось выморочным и поступало в распоряжение соответствующих органов государства. Доля отдельного отказавшегося наследника также в соответствии со статьёй 429 ГК РСФСР 1922 года переходила к государству. Теперь, согласно статье 551 ГК РСФСР 1964 года, если наследник просто отказался от наследства, а не в пользу кого–то, его доля наследства распределялась между другими наследникам в равных долях.

 

Изменения коснулись также «обязательной доли в наследстве». Напомню, что по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 года и последовавшему за ним Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1945 года обязательная доля была увеличена от ¾ того, что причиталось бы при наследовании по закону до полной, целой доли. И правом на эту «обязательную долю» обладали все нетрудоспособные наследники наследодателя. Теперь, в соответствии со статьёй 119 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и ст. 535 ГК РСФСР 1964 года, круг лиц, имеющих это право, был сужен до нетрудоспособных наследников первой очереди (дети наследодателя, в том числе несовершеннолетние, супруг и родители наследодателя) и иждивенцев наследодателя. Размер «обязательной доли в наследстве» на этот раз был уменьшен до ⅔ от того, что причиталось бы каждому из «обязательных наследников» при наследовании ими по закону.

 

Принятие наследства отныне имело единый порядок, как для присутствующих, так и для отсутствующих в месте открытия наследства наследников. Ранее, в соответствии со статьёй 429 ГК РСФСР 1922 года присутствующий в месте открытия наследства наследник признавался принявшим наследство, если он «в течение трёх месяцев со дня принятия мер охранения не заявит подлежащему суду об отказе от наследства». Отсутствующие в месте открытия наследства наследники могли «принять наследственное имущество лично или через поверенных в течение шести месяцев со дня принятия мер охранения наследственного имущества» (ст. 430 ГК РСФСР 1922 года). Меры охранения, согласно статье 431 ГК РСФСР 1922 года, должны были приниматься «немедленно по получении извещения о смерти наследодателя». Таким образом, нетрудно заметить, что в зависимости от того, насколько «немедленно» принимались меры охранения наследства, начало истечения трёхмесячного и шестимесячного сроков могло, так сказать, «плавать».

 

В новом Кодексе время открытия наследства, от которого «отталкивались» все сроки, было конкретизировано – день смерти наследодателя (ст. 528 ГК РСФСР 1964 года). В соответствии со статьёй 546 ГК РСФСР 1964 года наследник, как «присутствующий», так и «отсутствующий», считался принявшим наследство, если он в течение шести месяцев со дня открытия наследства (дня смерти наследодателя) фактически вступил во владение наследственным имуществом или подал нотариальному органу по месту открытия наследства своё заявление о принятии наследства.

 

И, наконец, при отсутствии наследников и по закону и по завещанию, а также в тех случаях, когда все наследники отказались от принятия наследства или были лишены права наследования, имущество стало переходить к государству не как выморочное, как было раньше (ст. 433 ГК РСФСР 1922 года), а по праву наследования (ст. 117 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и ст. 552 ГК РСФСР 1964 года). Если в этих случаях в состав наследственного имущества входило авторское право, то оно прекращалось, а также прекращалось принадлежавшее отказавшемуся наследнику право на долю в авторском вознаграждении.

 

31 мая 1991 года Верховный Совет СССР своим Постановлением № 2211–1 утвердил новые «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» и постановил ввести их в действие с 01 января 1992 года. Новые Основы сохранили общие принципы наследственного права и так же, как и «старые» Основы, определяли только первую очередь наследников по закону. Размер обязательной доли в наследстве теперь не регламентировался вообще, а целиком и полностью должен был определяться законодательными актами республик.

 

В 2001 году впервые в «новой» России появилась третья и четвёртая очередь наследников по закону. Федеральным законом от 14 мая 2001 года № 51–ФЗ были внесены изменения в статью 532 ГК РСФСР 1964 года. В соответствии с этим Федеральным законом к третьей очереди наследников относились братья и сёстры родителей наследодателя (проще говоря – дяди и тёти наследодателя), к четвёртой очереди – прадеды и прабабки наследодателя, как со стороны деда, так и со стороны бабки.

 

Этот порядок наследования просуществовал с небольшими дополнениями и изменениями до 01 марта 2002 года, когда вступила в силу третья часть нового Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривала и предусматривает на сегодняшний день целых восемь очередей наследников по закону.

 

(Окончание следует)

Поделиться с друзьями

Задать вопрос

Юрист

Нови Станислав Юрьевич

+7 (909) 400-47-47

novipart@mail.ru