Очередь за наследством – по порядку р–р–рассчитайсь!!! Часть 1

   Наследование по закону исторически возникло и сформировалось раньше наследования по завещанию. В древности, когда глава семьи «уходил в мир иной», его имущество в силу сложившихся обычаев переходило к его родственникам автоматически, независимо от прижизненных пожеланий наследодателя, а также независимо от согласия родственников принимать это наследство. Критерием, определяющим преимущественное право на наследство, было родство наследника с наследодателем, а, точнее сказать, степень родства.

 

Древнеримским «Законом XII Таблиц» были предусмотрены три очереди наследников по закону. В первую очередь наследовали имущество дети наследодателя и внуки от ранее умерших детей наследодателя. Эти наследники назывались «своими» или «необходимыми», поскольку вступали в наследство помимо своей воли. Если «своих» наследников не было, в наследство вступала «вторая очередь» родственников – так называемые «агнаты», ближайшие родственники наследодателя. Если таких наследников было несколько, вступал в наследство тот, кто являлся самым ближайшим родственником – так называемый «ближайший агнат». Очень часто таким наследником становился брат наследодателя. Согласно терминологии тех времён – не «свой», но «самый ближайший». Своеобразная трактовка родства, не правда ли?.. И, наконец, если не было наследников второй очереди, имущество наследодателя наследовали «когнаты» – кровные родичи. К ним относились все те, кто так или иначе был связан с наследодателем общностью происхождения. Впоследствии, в процессе эволюции наследственного права, появляется четвёртая очередь – переживший наследодателя супруг.

 

В Своде законов Юстиниана было уже пять очередей наследников по закону, причём эти очереди были гораздо более систематизированы и конкретизированы, чем действовавшие ранее. В первую очередь входили дети наследодателя и внуки от ранее умерших детей (так называемые «родственники по нисходящей линии»). Вторая очередь – родители, дедушка, бабушка (так называемая «родственники по восходящей линии»), а также родные братья, сёстры и их дети («боковая линия родства»). К третьей очереди относились неполнородные братья, сёстры и их дети. Неполнородными считались те, у кого с наследодателем был один общий родитель – отец или мать. Четвёртая очередь наследников была, так сказать, более «размытой, неопределённой – это все остальные родственники наследодателя по боковой линии независимо от степени родства. И, наконец, к пятой очереди относился переживший наследодателя супруг. Если же наследников не было вообще, или они все отказывались от наследства, имущество становилось выморочным, и его, как не принадлежащее никому, мог взять себе любой. Позднее было закреплено, что выморочное имущество принадлежит государству.

   Принципы наследования в соответствии с римским правом сохранились в Европе и после падения Великой Римской Империи. Развитие общества продолжалось, и институт наследования, в общем плане, не отвергался многочисленными сторонниками общественных реформ. Что касается Российской Империи, то ситуация с наследственным правом в нашей стране была следующей: мы старались двигаться «в ногу со временем», но при этом, как всегда, «шли своим путём»…

 

   Как и в других государствах Европы, наследование по закону в дореволюционной России также строилось на началах кровного родства. Но степень родства была не ограничена. Поэтому наследником мог стать настолько далёкий кровный родственник, который никогда и не знал своего наследодателя, как, впрочем, и наследодатель мог никогда не слышать о своём далёком родственнике. Условие принятия наследства дальним родственником было тем же – отсутствие более близких родственников. А так как число очередей родственников, призываемых к наследованию, не регламентировалось, то к закону прилагалась соответствующая таблица, которая помогала определить степень родства.

 

Статья 1121 Свода Законов Российской Империи гласила следующее: «Порядок наследования по закону между родственниками определяется вообще по линиям. Ближайшее право наследования имеет линия нисходящая; в недостатке оной, наследство обращается или в побочные линии, или в определённых случаях родителям и восходящим родственникам умершего». При этом, согласно статье 1122 Свода Законов, «сын при отце не может наследовать деду».

Таким образом, можно говорить о том, что наследникам первой очереди являлись родственники по нисходящей линии – дети. Внуки наследодателя и последующие «нисходящие родственники» могли наследовать только, если не было в живых детей наследодателя. Такое наследование получило название наследования в порядке представления.

При отсутствии «нисходящих родственников» к наследованию призывались ближайшие родственники «по боковой линии» – братья и сёстры наследодателя. При их отсутствии – вторая «боковая линия» – дяди и тёти. Третьей «боковой линией» двоюродные дедушка и бабушка и их «нисходящие потомки».

   Родители, как и другие родственники по «восходящей линии», не признавались наследниками. Всё, что позволял Закон родителям, так это пожизненно владеть имуществом, приобретённым наследодателем. И то, только в том случае, если у наследодателя не было своих детей. Зато в этом случае родителям возвращалось то имущество, которое они когда–то подарили наследодателю. Причём, как гласит статья 1142 Свода Законов, «имущество такое, не в виде наследства, а яко дар, возвращается к родителям, каждому то, что от кого было получено». Получается, наследства нет, а имущество есть. Так ещё и вроде как «дарённое». Только даритель, как бы точнее выразиться, немного «не в курсе дела»…

   Переживший супруг, «как при живых детях, так и без оных», получал «из недвижимого имения седьмую часть, а из движимого четвёртую». Если же «осталось после умершего завещание, то оставшемуся в живых супругу определяется одному после другого указная доля из того только имения, о котором не сделано распоряжение в завещании» (статья 1148).

   Нельзя не заметить, что Свод Законов Российской Империи, признавая наследниками самых дальних родственников «по боковой линии», не всегда даже знакомых с наследодателем, отстранял от наследства тех, кто чаще всего был в числе наиболее близких наследодателю лиц, а именно супруга и родителей.

 

   Эта несправедливость в некотором роде была исправлена (правда, весьма своеобразно!) только после принятия одного из первых актов советского гражданского законодательства, который, как ни парадоксально это может показаться, назывался так – Декрет ВЦИК от 27 апреля 1918 года «Об отмене наследования». Наследование отменялось как факт. И только «нуждающиеся (т.е. не имеющие прожиточного минимума) нетрудоспособные родственники по прямой нисходящей и восходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сёстры и супруг умершего получают содержание из оставшегося после него имущества» (статья 2 Декрета). Это подобие частноправовой формы социального обеспечения нетрудоспособных родственников просуществовало до 01 января 1923 года, до вступления в законную силу Гражданского кодекса РСФСР, который был утверждён 4–й сессией ВЦИК 31 октября 1922 года.

   С одной стороны, Гражданский кодекс 1922 года восстановил наследование. С другой стороны, круг наследников (как по закону, так и по завещанию) ограничился прямыми родственниками «по нисходящей линии» (дети, внуки, правнуки), пережившим супругом, а также нетрудоспособными и неимущими лицами, фактически находившимися на полном иждивении наследодателя не менее одного года до его смерти (статья 418).

   Таким образом, родители, если только они не находились на полном иждивении наследодателя, опять ничего не наследовали. Им даже нельзя было что–либо завещать, так как закон разрешал завещать только в пользу наследников по закону и никому другому. И только в самом конце Великой Отечественной войны, 14 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было разрешено совершать завещания в пользу лиц, не являющихся наследниками по закону, но опять с оговоркой – при отсутствии наследников по закону.

   Пройдёт ещё девятнадцать лет, пока Гражданский кодекс РСФСР 1964 года отменит средневековое по своей сути ограничение круга наследников по завещанию и вспомнит о том, что родители всё–таки являются ближайшими родственниками наследодателя, а потому должны относиться к наследникам первой очереди независимо от того, трудоспособные они или нет.

 

(Продолжение следует)

 

Поделиться с друзьями

Задать вопрос

Юрист

Нови Станислав Юрьевич

+7 (909) 400-47-47

novipart@mail.ru